icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
06:36
Понедельник, 23 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Этот день в истории

20:20 21.03.2023 16+
Этот день в истории.

21 марта - Международный день лесов — ежегодный праздник, посвященный теме сохранения лесов и отмечавшийся впервые 21 марта 2013 года. Был учрежден по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 21 декабря 2012 года. Международный день лесов созданПоказать ещё как глобальная платформа для людей, заинтересованных в сохранении леса и смягчении последствий глобального изменения климата, а также для обмена мнениями и кооперативной работы людей в этих направлениях.

Лес.

Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири — урманом.

Опушка леса — это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности — мяндач. А на сухой возвышенности — бор. И сама сосна в бору — конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства — и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго — 350 лет и более.

С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек — уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья — колки. Привычная нам роща - это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности — грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса — дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится — калтусы.

И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Культурная история леса. Как деревья кормили, пугали и вдохновляли человечество, а потом стали его жертвой

Лес — это не только набор покрытых корой растений, которые позволяют современному горожанину отдохнуть от бетонного гетто, но и культурно-исторический феномен. На протяжении веков он обеспечивал необходимыми ресурсами целые страны — и пугал целые нации, прятал борцов за справедливость и разбойников, снабжал правителей материалом для покорения народов и континентов. А потом практически исчез, уступив место пашням и каменным городам. Чем был лес для наших предков, каким он остался в литературе и где превратился в национальную идею?

Отношения человека с природой зависят от особенностей национального менталитета, а ландшафт во многом определяет культурные черты народов, проживающих в той или иной местности. Ближневосточный мир был пустынным, а потому песок и камень стали неотъемлемой частью антуража библейских сюжетов. Процветание Юго-Западного Китая исторически связано с нагорьями, где располагались рисовые террасы. А ключевым культурным символом Европы считается лес. Его мифология неоднозначна: он дарил народам ресурсы для благополучной жизни — и таил в себе смутную угрозу. Королевское владение, фактор экономического роста, отражение национальной души, предмет заботы и природный объект, который нужно спасать, — на протяжении истории лес сменил много ролей.

Впрочем, сама экосистема ни о чём таком не подозревает, существуя в рамках своих непостижимых умвельтов.

Новый всплеск интереса к этим бытийственным пузырям отражают исследования о «таинственных» аспектах природы и самоощущении других видов — книги о том, как переговариваются деревья, а грибы объединяются в невидимую ризому.
Поиск непостижимых духов природы (и новых терминов для давно существующих понятий) продолжается. Лес — это инобытие европейской цивилизации, источник ее страхов и фантазий, пространство, где можно заблудиться — и найти себя.

Лес в европейской истории

Леса существовали задолго до того, как предок человека взялся за палку, чтобы сбить с ветки плод или ударить соплеменника, — то исчезали, стертые ледниками, то начинали новую жизнь. Первые сухопутные растения появились на Земле около 500 млн лет назад, радикально изменив состав почвы, климат и облик планеты. Древесина — не самый прочный материал, но пыльцевой анализ всё же позволяет ботаникам смотреть сквозь тьму веков. Оболочки спор и зерен не разрушаются в течение очень долгого времени, поэтому их следы можно обнаружить в окаменелостях.

Неотъемлемой частью хозяйственной деятельности европейцев лес стал с развитием земледелия и формированием оседлого образа жизни. Считается, что беспощадно эксплуатировать природу человечество начало в индустриальную эпоху, но в древности и Средневековье люди нуждались в дереве гораздо больше. В Европе оно превратилось в главный строительный материал, хотя камень был престижнее. Леса вырубались для выращивания сельскохозяйственных культур, шли на возведение зданий, укреплений, кораблей, производство телег, мебели — не говоря уже о растопке, необходимой для поддержания тепла, приготовления пищи и всех видов ремесел.

В Средневековье и в эпоху Ренессанса значительная часть Европы была занята древесными массивами, которые сливались в огромные зеленые «моря». От Альпийских гор Северной Италии до Карпат простирался древний и густой Герцинский лес. Один из его участков, Шварцвальд на юго-западе Германии, исследователи отождествляют с той самой чащобой из сказок братьев Гримм, в которой их персонажи подвергались страшным испытаниям.

Однако по мере того, как росли потребности человека, пространство дикого леса уменьшалось: люди отвоевывали у природы территорию. Когда древесины в окрестностях начинало не хватать, ее доставляли из других регионов, сплавляя по рекам. Глобальное похолодание (так называемый малый ледниковый период), длившееся с XIV по XIX век, активное развитие европейских городов и рост производства — всё это привело к нехватке ценного естественного ресурса.

В результате в Центральной Европе к XVIII столетию вырубили практически все леса, на месте которых сегодня находятся поля.
В частности, так появились многие живописные вересковые пустоши в Великобритании и Саксонии. Одна из них, Люнебургская, возникла на месте вырубки для добычи соли.

В Средневековье леса принадлежали лично монарху и потому особо охранялись. В огромных английских королевских угодьях, образовавшихся после нормандского завоевания, запрещалось рубить деревья, расчищать территории для пахоты или охотиться, а браконьеров ждали суровые наказания. Тогда и была учреждена должность главного лесничего и начал развиваться институт егерства.

Но единого закона, регламентирующего использование природных богатств, в феодальном мире не существовало. С социальной точки зрения лес имел двойной статус. С одной стороны, он был альмендой (неподеленной землей) общины, с другой — собственностью феодала, который мог предъявить на него свои права. Для решения споров составлялись лесные установления — первые документы, регулирующие эти вопросы.

В Новое время формируется отдельная наука — лесоводство. К тому моменту стало ясно, что сохранность природных богатств находится под угрозой, и лес рассматривался как наиболее ценный ресурс, который нужно поддерживать и возобновлять. Теперь деревья начали не только вырубать, но и сажать, причем используя достижения науки. Так что многие «древние» зеленые массивы, сохранившиеся до наших дней, на самом деле представляют собой результат человеческой деятельности. Тем не менее реликтовые (не тронутые людьми) леса еще существуют, но в труднодоступных регионах.

Дерево и лес как культурные символы

Следы древних растений встречаются в слоях породы, относящихся к разным геологическим эпохам, но прочитать их в этой летописи Земли способен не каждый. Подлинная история леса складывается в области воображаемого: люди нуждаются в том, чтобы создавать нарративы и интерпретировать знаки.

Природа — дивный храм, где ряд живых колонн
О чём-то шепчет нам невнятными словами,
Лес темный символов знакомыми очами
На проходящего глядит со всех сторон.
Шарль Бодлер

С поэтом можно согласиться: дерево действительно имеет непосредственное отношение к символу, языку, мифу. Космогонический сюжет об осевом стволе, прорастающем через вселенную из нижнего мира в верхний, характерен для политеистических обществ. В шаманизме дерево — способ связи с умершими сородичами, портал, через который медиум может перемещаться в своих духовных путешествиях. К говорящим зеленым исполинам обращались за советом и друиды из ирландских сказаний.

Деревья становятся ключевым элементом в сакральных сюжетах. Например, у обществ, практиковавших человеческие жертвоприношения, они были главными орудиями казни. Если народы пустыни забивали приговоренных к смерти камнями, то, например, древние германцы вешали неугодных, неслучайно с языка скальдов титул Одина переводится как «бог висельников». Пронзенный копьем, он сам девять ночей висел на мировом древе, «чьи корни сокрыты в недрах неведомых», чтобы обрести знание рун. По мнению историков, оригинальный внешний вид таких символов, напоминающих своими очертаниями природные объекты, обусловлен тем, что они вырезались на стволах и досках: «…на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий».

Слияние с деревом или превращение в него — один из классических сюжетов античной мифологии, как в случае с Дафной, которая оборачивается лавром. Существовали и собственные духи деревьев — дриады, лапифы. В древних южносибирских курганах бронзового века обнаруживали захоронения с телами, обернутыми корой. Так человек мог переходить из людского мира в древесный и устанавливать контакт с духами природы.

В христианские времена подобные «кровосмешения» стали расцениваться как языческие предрассудки и происки темных сил. По словам историка искусства М. Н. Соколова, «Средние века, опираясь на библейский завет, рассекают анимистическое единство дерева с человеком. То единство, в котором сам маг или шаман мог уподобиться Мировому Древу, народиться из дерева или уйти в него, в дерево превратившись».(Орфография оригинала сохранена. — Ред.)

В то же время христианство формирует новый центральный дендросимвол — библейские райские деревья жизни и познания.
Сакральные рощи становятся пристанищем отшельников: в них удаляются святые, в дуплах чудесным образом обретаются иконы, в лесах закладываются монастырские сады. Будущему покровителю охотников Губерту Льежскому является олень, между рогами которого сияет крест (это чудесное животное можно видеть на бутылке ликера «Егермейстер»). Однако по мере того, как слабеет языческий культ деревьев, пропасть между человеком и диким лесом ширится.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери путь героя начинается из «дремучей и грозящей» чащи и пролегает через потусторонние ландшафты, которые стали для христианской культуры художественным макетом загробного мира. «Призрачный лес» здесь — место, где человек остается наедине с собой, со своими страхами и надеждами.

Однако субъект создает не только «параллельные миры», но и реальное окружающее пространство, «придумывая» его и наделяя смыслами. На старых картах неисследованные дальние земли обозначались белыми пятнами и надписями «Здесь обитают львы». Для жителя крестьянской общины, который редко покидал даже свое село, такие «незакрашенные области» располагались за границами деревни, пашен, лугов и виноградников — в чаще, опоясывающей культивированный оазис. Немецкий палеоботаник Хансйорг Кюстер пишет: «Лес за пределами общин воспринимался как неосвоенное, дикое пространство, грозное и глухое, „антимир“ не только в абстрактном смысле».

В коллективном воображаемом преданий и народных ритуалов эта темная, загадочная территория служила местом инициации. Возможно, значимость леса (или кустарников) в обрядах посвящения объясняется тем, что мистерия должна была проходить в тайне, вдали от глаз профанов.

Исследователь мифологических корней сказки Владимир Пропп полагал, что «лес окружает иное царство… дорога в иной мир ведет сквозь лес». Неслучайно во многих сюжетах чащоба служит входом в ад, обитель мертвых.

В легендах приключения начинаются, когда герой попадает в лес, чтобы, совершив путешествие «туда и обратно», вернуться обновленным — или погибнуть.

---------------------------------------

Гагельдонк М. ван "Таинственный лес и его обитатели"
Издательство: ЭНАС-КНИГА
Серия: Wow!, NEW (Энас-книга)
Художник: Гагельдонк М. ван
Год выпуска: 2021

Эта познавательная книга с великолепными фотографиями рассказывает о том, как устроены леса нашей планеты. Почему лес постоянно меняется? Как деревья делятся пищей друг с другом и кто им в этом помогает? Почему люди редко видят в лесу животных? И как все обитатели леса связаны друг с другом? Лес предстанет перед вами как сложная живая система, существующая по своим удивительным законам.

Райдт Г. "Домик на дереве"
Издательство: ЭНАС-КНИГА
Серия: Дети мира
Художник: Райдт Г.
Год выпуска: 2022

Родители Отто идут на разные ухищрения, чтобы вытащить сына из его комнаты, где мальчишка проводит всё время, слушая аудиокниги. И вот однажды семья отправляется за город, на дачу, где папа собирается построить для сына домик на дереве. Отто едет неохотно; папина затея его совсем не привлекает. Мальчик ещё не знает, что его ждёт самое неожиданное развитие событий…

Автор этой книги Герда Райдт живёт в Берлине. Около двадцати лет она успешно занимается детской литературой как писатель и художник. Идеи для своих книг она берёт прямо из жизни. А героями становятся современные девчонки и мальчишки.
Для младшего и среднего школьного возраста.

Райхенштеттер Ф. "Кто живет в лесу? Книжка-активити"
Издательство: ЭНАС-КНИГА
Серия: Давай познакомимся
Художник: Дёринг Х.-Г.
Год выпуска: 2022

В этой увлекательной познавательной книжке с наклейками собраны головоломки и задания на внимательность, а также раскраски и вопросы о животных, которые живут в лесу. Проверь, хорошо ли ты с ними знаком?

Книжка-активити продолжает познавательную серию «Давай познакомимся».
Для чтения взрослыми детям.

Надеждина Н. "Как Витя с лесом поссорился"
Издательство: ЭНАС-КНИГА
Серия: Если веришь в чудеса...
Художник: Панин Н.
Год выпуска: 2022

Однажды Витя натворил много бед: и дерево ножом изрезал, и муравейник разорил, и птичку погубил. Тогда разгневанный лес вынес свой приговор: теперь Вите придётся обходиться без леса и всего того, что он даёт людям. И вот, хлопая страницами, как птицы крыльями, улетели от Вити книги, рассыпались деревянные табуретки, пропали вкусные маринованные маслята и сладкое варенье… Куда бы ни пошёл теперь Витя, всё вокруг него рушится и пропадает. Сможет ли он помириться с лесом?
Для младшего школьного возраста.

#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #лес #21марта

Источники:

Википедия

Культурная история леса. Как деревья кормили, пугали и вдохновляли человечество, а потом стали его жертвой

Ещё по теме:

На березовой коре информация хранится дольше, чем на флешках — и еще 14 фактов про деревья

1396

Оставить сообщение: