icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
14:23
Пятница, 14 Марта
Рекламный баннер 990x90px top

Нашему городу 125 лет!

14:43 25.06.2023 16+
Нашему городу – 125 лет!

За эти годы он повзрослел, возмужал, но ни капельки не состарился!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Многие города гордятся своим происхождением – промышленным, крестьянским, купеческим. Верещагино гордится своим железнодорожным происхождением. История города неразрывно связана с железной дорогой. Участок железнодорожного пути по Верещагинскому округу является частью Западно-Уральского участка Транссибирской магистрали. Активное формирование сети железных дорог в Российской империи началось со второй половины XIX века. В 1894 году, для вывозки грузов из Сибири за границу и как продолжение Великого Сибирского пути, началось строительство Пермь-Котласской железной дороги. Любое строительство оставляет после себя не только путевое и ремонтное хозяйство, но и станции, школы, больницы, храмы. Так в 1898 году появилась станция, в соответствии с первоначальным проектом получившая официальное название «Очёрская».

К 1898 году здесь уже были здания службы пути, деревянное здание вокзала, медицинский пункт, началась закладка паровозного депо. Рабочий посёлок для паровозников и путейцев быстро рос. Появились пристанционная интеллигенция, телеграфисты, телефонисты, конторщики, учителя… В 1902 году было закончено строительство паровозного депо. В 1906-м началось строительство храма Александра Невского. Открывают торговые лавки купцы Бояршинов, Мощеников, Катаев. В посёлке создана пожарная команда. К 1913 году по губернской переписи на станции (тогда уже под названием Вознесенская) значилось 347 домов и 1 646 жителей. По статистическим данным, в 1910 году станция перерабатывала, то есть погружала и выгружала 28 тысяч пудов или 448 тысяч тонн – столько теперь уместится в 30 вагонах.

Ранние воспоминания о жизни станции рисуют нам грязное, мрачное, задавленное паровозным смогом пространство. Не было сколь-нибудь проходимых улиц. По улице Торговой (ныне – ул. К. Маркса) в непогоду колёса телег полностью вязли в непроходимой грязи. Отсутствие тротуаров, в лучшем случае, застланные досками переходы. Унылый вид. Уездное начальство в Оханске не считало новую станцию своей, волостное – в Вознесенском – также считало это поселение чужеродным объектом. Всё благоустройство ложилось на плечи железнодорожного начальства. А те, в свою очередь, не считали это своей главной задачей.

Одновременно шло развитие станции как культурного центра. В 1902 году была открыта первая школа. После 1908 года на краю посёлка, рядом с лесом (в настоящее время на этом месте находится кинотеатр «Комсомолец»), молодежь во главе с Юлием Рудым и по его инициативе из старого нежилого помещения построила Народный дом. Здесь устраивались беседы, встречи, спектакли, проходили репетиции драматического кружка.

В паровозном депо формировался и приобретал опыт экономической борьбы рабочий коллектив. В октябре 1905 года железнодорожники присоединились к Всероссийской стачке. Забастовка длилась восемь дней. Не все требования рабочих были выполнены, но администрации пришлось пойти на уступки и повысить заработанную плату.

До 1916 года наш город пережил несколько переименований. Из официальных названий – это станция Очёрская (согласно проекту). В 1903 году, по названию волостного центра – села Вознесенского – станцию переименовали в Вознесенскую. Пристанционный посёлок стали называть Александровским, по имени православного храма Александра Невского. Были и неофициальные названия. Рабочие назвали местность Лысая гора. Какое-то время существовало название Губаново. И только в 1916 году чехарда переименований заканчивается приказом Министерства путей сообщения № 354 от 8 декабря 1915 года «О переименовании с 18 апреля 1916 года станции «Вознесенская» Пермской железной дороги в станцию «Верещагино». Имя станции дала вынужденная остановка здесь в 1904 году знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина.

ЭТОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ГОРОДА оставил в народной памяти два имени.

Юлий Рудый – слесарь паровозного депо, борец за права трудящихся, революционный деятель. После событий 1917 года назначен главным комиссаром Пермской железной дороги. Впоследствии всегда был на самых ответственных участках работы железнодорожного транспорта. В то же время, он всегда поддерживал связь с верещагинцами и оказывал им различную помощь.

Григорий Орлов – священник местной церкви. Пользовался огромным авторитетом на станции. Многое сделал для зарождения школьного образования в Верещагино. По его инициативе и благодаря его стараниям была открыта одноклассная школа в двухэтажном доме купца Бояршинова, недалеко от церкви, в 1908 году – первая школа грамоты для детей железнодорожников в здании, построенном на привокзальной аллейке. В 1911 году его стараниями открыта библиотека-читальня.

Революция и гражданская война оставили свой след в виде страшной разрухи. В те годы станция дважды была в эпицентре событий Всероссийского масштаба. Сначала, в декабре 1918 года, когда белогвардейские войска отбили у Красной армии Пермь, затем, летом 1919-го, фронт дважды прокатился через Верещагино. В память об этих трагических событиях в городе установлен памятник «Погибшим в годы гражданской войны».

Большинство оборудования депо и станции было уничтожено или вывезено. Многие специалисты бежали в Сибирь или были насильно увезены туда белыми. Быстрому восстановлению паровозного и путевого хозяйства во многом способствовали самоотверженный труд железнодорожников и коммунистические субботники. В 1920 году они проходили почти еженедельно, о чем сообщала даже центральная газета «Правда».

ЖИЗНЬ СТАЛА НАЛАЖИВАТЬСЯ в период введения новой экономической политики. Уже 17 ноября 1923 года газета «Звезда» из депо Верещагино сообщает, что кладбище больных паровозов уменьшается, и нужда в них теперь не ощущается. Вполне исправные паровозы стоят в запасе. В декабре 1923 года нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский констатировал значительное улучшение работы железнодорожного транспорта и реальное, значительное увеличение зарплаты. Это почувствовали на себе и жители нашей станции. Жилищный кризис преодолевался путём организации на дороге жилищно-строительных кооперативов. Открылся такой и в Верещагино. На окраине, в районе улицы Водопроводной (ныне – Железнодорожная) были построены первые кооперативные двухквартирные дома.

В 1924 году посёлок Верещагино стал центром Верещагинского района. В 1928-м статус Верещагино снова меняется. Он становится посёлком городского типа. По существовавшим в то время правилам, к посёлкам городского типа относились посёлки с населением более 3 тыс. человек, не менее 85 процентов которого заняты в промышленности или на транспорте. По оценке 1931 года, население Верещагино составляло 6 тыс. человек.

Развитие Верещагинского железнодорожного узла пришлось на 1930-е годы. В 1931-м в Верещагино открывается школа ФЗУ (впоследствии – железнодорожное училище, которое на долгие годы станет главным учебным заведением города).

В 1933 году организуется самостоятельный вагоноремонтный участок, преобразованный впоследствии в вагонное депо. Ремонт вагонов проводился на путях, под открытым небом. Подсобные цеха размещались в дощатых сараях. Так продолжалось вплоть до 1944 года, когда началось строительство депо силами «Дорстроя».

6 января 1935 года газета «Сигнал» сообщала, что с 1933 года на станции Верещагино – уже 11 путей, появилось электричество. Вместо маленького деревянного домика, который громко назывался клубом Октябрьской революции (КОР), взметнулось большое фундаментальное здание – настоящий дворец! Комнаты заливал ослепительный электрический свет. И сколько здесь всего! – спортзал, фотолаборатория, музыкальный кружок, в зале – кино. И много молодёжи, много смеха. Всё это до последнего кирпича и гвоздка было создано руками коллектива железнодорожников: ясли, детский сад, школа, больница…

Светлана Георгиевна ВОЛЕГОВА, методист МБУК«ВМКЦ».

Фотографии из архивов краеведческого музея Верещагино.

1906

Оставить сообщение: