icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
14:27
Вторник, 1 Октября
Рекламный баннер 990x90px top

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

07:48 09.09.2023 16+
Памятная дата! ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

-----------------------------------------------------------

В сентябре этого года исполняется 35 лет с даты открытия в городе памятника трудовой славы железнодорожников – паровоза ФД

Идея памятника в умах ветеранов-паровозников витала давно. Воплощением её в жизнь занялся заслуженный ветеран войны и труда, Почётный железнодорожник и Почётный гражданин города Николай Петрович Прозоров. Было составлено коллективное обращение к начальнику Свердловской железной дороги с просьбой об установке памятника.

Вскоре был получен ответ, что для вечной стоянки выделен паровоз ФД № 21-3092. В 1985 году он был пригнан из депо Кунгура, со знаменитого «паровозного кладбища» на станции Шумково. Понадобилось ещё три года согласований и споров о выборе площадки, прежде чем 1 сентября 1988 года состоялось торжественное открытие памятника.

Вопреки желанию большинства ветеранов об установке памятника на Привокзальной площади, его установили в железнодорожном тупике, напротив СПТУ-11 (сегодня – коррекционная школа-интернат). Принимая символический ключ от паровоза, который вручал Герой Социалистического труда, Почётный железнодорожник Григорий Завьялов, учащиеся железнодорожного училища заверили, что будут свято хранить и приумножать традиции отцов и дедов.

Верещагинцам есть что хранить и помнить. Символом этой памяти стал паровоз-труженик ФД.

В 1930-1950-е гг. верещагинские железнодорожники стали важным звеном, которое укрепляло могущество нашей страны. Верещагинское паровозное депо входит в десятку крупнейших в стране по объёму выполняемой работы, обслуживает самый напряжённый участок магистрали. В 1939 году на станцию поступают мощнейшие магистральные паровозы ФД, серийно выпускаемые в СССР. Они стали свидетелями и участниками событий того времени. История сохранила десятки имён тех, кто водил поезда первых пятилеток, участвовал в субботниках, доставлял грузы на фронты Великой Отечественной, осваивал опыт вождения тяжеловесных поездов.

Зачинатели кривоносовского движения среди верещагинских паровозников – орденоносцы А.М. Седов, А.Т. Игошин, Л.И. Падучих – сломали стереотипы норм и пределов скоростей паровоза, разрушили барьер в развитии транспорта.

Особая страница – самоотверженный труд паровозных колонн, называвшихся «Наш ответ врагу», инициаторами создания и руководителями которых были А.А. Раков, Г.М. Нелюбин и другие машинисты.

Женщины, которые в войну стали машинистами, помощниками, кочегарами – беззаветные труженицы К.И. Оборина, 3.И. Новосёлова, К.Я. Филимонова.

Слесарь М.С. Каменских, основатель большой династии, которая по сей день является гордостью не только Свердловской железной дороги, но и всей сети российских железных дорог.

Некоторые верещагинцы искренне заблуждаются, когда считают, что памятник «Паровоз ФД21-3092» посвящён машинистам-железнодорожникам. Работу транспорта никогда не может обеспечить только одна служба. Успех зависел от слаженной работы всех работников узла. Партком, руководители служб создавали необходимые условия. Работали вагонники, путейцы, связисты, движенцы. В военные годы важным звеном стали даже железнодорожные буфет и баня. Не было службы, которая не внесла бы своего участия в обеспечение перевозок в военное и послевоенное время. Можно перечислять сотни биографий надёжных мастеров своего дела – тех, для кого всей жизнью стал главный ход. Памятью о трудовой славе верещагинских железнодорожников стал монумент «Паровоз ФД».

Паровоз ФД – одна из самых ярких достопримечательностей города Верещагино. Его состояние – показатель того, насколько заинтересованно верещагинцы стремятся увековечить исторически важные, значительные дела своих предков. Наверное, правы были в своё время ветераны, когда настаивали на установке памятника на привокзальной площади или в другом, более многолюдном, месте. Его местоположение сыграло с ним злую шутку, привело к бесхозности. В особенности после того, как железнодорожное училище, которое осуществляло уход за памятником, переехало в другой район города. Свободный доступ к нему всех желающих приводит к его осквернению и вандализму. Давно нет на паровозе мемориальной доски, которая давала информацию о памятнике. У музея была замечательная идея: к 35-летию открытия монумента установить рядом информационный стенд. К сожалению, из-за отсутствия финансов она осталась нереализованной.

И всё-таки хочется закончить на позитивном моменте. Для большинства верещагинцев памятник остаётся святым местом, местом памяти. К нему приводят туристов, гостей города и детей.

Светлана Георгиевна ВОЛЕГОВА, методист Верещагинского музейно-культурного Центра.

1261

Оставить сообщение: