icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
03:27
Вторник, 24 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Этот день в истории

21:55 21.04.2024 16+
Этот день в истории.

21 апреля - День сказок.

По-настоящему волшебный праздник отмечают в нашей стране ежегодно 21 апреля. Волшебный он потому, что этот праздник – День сказок.

Сказки – это то, что у каждого из нас ассоциируется с детством. Сразу вспоминается приглушенный свет настольной лампы, пушистый плед, любимый плюшевый мишка под боком и ласковый мамин голос, читающий сказку. И все переживания героев становились вашими, и перед глазами разворачивались удивительные картины сказочных стран, населенных говорящими животными, феями и колдунами.

Дети всех времен и народов слушали сказки, когда были маленькими. Некоторые ученые считают, что этот жанр происходит из старинных обрядов, о которых уже никто не помнит. Кто-то пытается найти в сказках тайные знания, которые в них якобы были зашифрованы. Большинство исследователей сходится на том, что таким образом люди обобщали свои знания о мире, чтобы затем, в форме образов передать его потомкам.

Действительно, если подумать, то это похоже на правду. Когда-то давно еще не существовало письменности, а после, когда она появилась, ей владели очень немногие люди, в основном, монахи. Поэтому никакой литературы не было у простого народа, никаких записей они не могли вести. Между тем, обеспечить преемственность поколений было необходимо, а люди жили не долго и передавать знания нужно было детям, когда они еще были совсем маленькими. Как еще это можно было сделать? Только так – придумать увлекательный сюжет, с приключениями, сказочными персонажами и волшебными помощниками, а главное, такими же героями, как и сами рассказчики – пастухами и крестьянами.

Так появились сказки и традиция рассказывать их детям. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, пока авторы совсем не канули в лету. Тогда эти произведения превратились в фольклор. Много позже исследователи пытались найти общий корень всех сказок, этим, в частности, занимались Якоб и Вильгельм Гримм. Они собирали народные сказки, обрабатывали их и записывали, превращая в литературные.

Прошло уже много веков, а мы до сих пор рассказываем своим детям те сказки, которые когда-то услышали от своих родителей, те самые, которые прошли вместе с человечеством огромный путь.

В День сказок стоит вспомнить о том, какое значение они имели когда-то и попробовать взглянуть на них по-новому. А что, если не все описанное в них неправда и чудеса действительно возможны?...

Почему Лиса – Патрикеевна, Баба – Яга, а Змей – Горыныч: В честь кого назвали персонажей русских сказок

Русские сказки полны героев, имена которых мы знаем с самого раннего детства и воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Но если Михайло Потаповыч назван так просто за привычку топтаться и топать, то с большинством других имен, отчеств и прозвищ все не так просто. Многие из них были даны героям в стародавние времена и несли в свое время огромную смысловую нагрузку.

Лиса Патрикеевна

Удивительно, но в отчестве этого персонажа увековечено имя одной исторической личности, которая своей хитростью и изворотливостью, как решила народная мудрость, может соперничать с лисой и даже быть ее отцом. Речь идет о литовском князе Патрикее Наримунтовиче из рода Гедиминовичей. В конце XIV века боярский совет Новгорода пригласил его быть княжеским наместником. Приняли нового правителя с большими почестями, однако в ближайшие годы он показал такие чудеса изворотливости, что его имя, судя по всему, стало нарицательным. Патрикей ловко интриговал, а также стал покровителем местных разбойников и пиратов – ушкуйников. Правда, и новгородские владения он расширил – забрал себе практически все южное побережье Финского залива и построил для защиты новых земель крепость Ям, которая затем выросла в город Кингисепп. Однако людская молва князя-хитреца не простила, и через несколько лет с высокого поста его сместили. Патрикей же не растерялся и поехал служить московскому князю Василию. Его потомками, кстати, были знаменитые фамилии Куракиных и Голициных.

Тугарин Змей

Еще одна историческая личность на страницах русских сказок – это половецкий хан Тугоркан, который очень досаждал нашим предкам в XI веке. Объединив несколько орд, он вместе с ханом Боняком наголову разбил войско печенегов и победил киевского князя Святополка Изяславовича. Однако позднее, во время осады Переяславля, половецкое войско разбил Владимир Мономах. Тугоркан и его сын были убиты, а былины и затем детские сказки пополнились новым персонажем – злым богатырем, символом дикой степи и язычества. Почему же он Змей (или Змеевич) - не совсем ясно, возможно, потому что Тугоркан был из рода Шаруканидов, что переводится как «змеи».

Змей Горыныч

Этот старорусский дракон, олицетворяющий все силы зла и необузданную мощь природы, возможно, произошел от очень эпического образа. В старинных сказках присутствовали уже забытые сегодня три богатыря-великана: Горыня, Дубыня и Усыня. Олицетворяли они три стихии – огня, земли и воды. Наделены были, соответственно, каждый своей «суперспособностью», если переходить на язык современного детского фольклора. Горыня (возможно, от слова «гореть») – владел огнем и обладал невероятной силой: «На мизинце гору качает, горы сворачивает», Дубыня олицетворял землю: «Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет», а Усыня – воду: «Одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут». По одной из версий, огнедышащий Змей Горыныч – это трансформировавшийся великан Горыня. Интересно, что именно эти три мифических персонажа считаются прототипами трех богатырей – победителей того самого воплощенного в Змее зла.

Баба Яга и Кощей Бессмертный

Эти персонажи, несмотря на всю свою значимость для мифологии и современных новогодних представлений, реальных или мифических прототипов не имеют. Их имена произошли просто от старославянских слов, характеризующих данных героев. Старинное «йега» - оставило след практически во всех славянских языках. Близкие по значению и звучанию понятия у разных народов означают «ужас», «опасность», «гнев» и даже «злая баба» и «лесная ведьма» в чешском. В русском языке, кстати, такое слово было утеряно, и единственно близким к нему считается «язва» - впрочем, его значение очень близко к исходному.

Слово «кощей» использовалось нашим народом еще не так давно. Оно имело два значения: «худой, костлявый человек» или просто «кость» и «пленник». Именно так оно употребляется, например, в «Слове о полку Игореве». Так что образ злого и костлявого владыки, к которому мы привыкли, явно связан с именем этого персонажа. Интересно, что в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка слово Кощей встречается как личное имя.

Русалки

Описание этого персонажа очень отличается не только у разных народов, но даже и в славянской традиции – в сказаниях из отдельных областей. По многочисленным версиям русалки в большей или меньшей степени связаны с водой и не всегда доброжелательны к людям (чаще всего совсем не расположены к ним). Их названия тоже очень многообразны: водяница, купалка, мавка, водянтиха, шутовка, щекотиха. Слово «русалка» до XX века в России воспринимали как книжное, «ученое». Скорее всего, оно имеет действительно интересную древнюю историю. Согласно теории «римского влияния», оно произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии. Во время этих торжеств гробницы под песнопения украшались венками из роз. Не все ученые согласны с такой трактовкой, но право на существование подобная красивая версия имеет, так как старославянские Русалии имели очень много общего с римскими по смыслу и времени проведения.

Стихи для детей Татьяны Высоцкой

ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ

Ужасное горе у Бабы Яги —

Избушка сломала две курьих ноги.

Хозяйке тут есть от чего затужить,

Ну как вы теперь в ней прикажете жить,

В избушке, что может лишь только лежать?

Ах, надо за доктором срочно бежать!

Всё валится с полок, всё стало вверх дном...

Бедняге поможет лишь средство одно —

Скорее, скорее ей гипс наложить

И будет больная и дальше служить.

КОЩЕЙ

Хмурым утром царь Кощей

Слопал пять тарелок щей,

Съел с икрой сто два блина,

Выбулькал бутыль вина,

Закусил всё марципаном,

Выпил квасу восемь жбанов,

А потом и говорит:

— До чего унылый вид!

Нет румянца, бледнота,

Где поделась красота?

Видно, беден рацион!

За обедом съел бульон,

Поросёнка и паштет —

Всё равно румянца нет.

— Как вернуть скорей здоровью

Жизни прежней полнокровье?

Ну и глупый ты, Кощей,

Проглотивший тонну щей!

Злость тебя грызёт и гложет,

Тут диета не поможет.

ТРИ ГОЛОВЫ

У Змея Горыныча три головы,

Ах, если бы только узнали вдруг вы,

Какой кавардак в этих трёх головах,

То вас обуяли бы ужас и страх.

Вы только представьте, одна голова

Кричит спозаранку, проснувшись едва:

— Пора на пробежку! Эй, рота, подъём!

Ведь бегать им можно лишь только втроём.

Но вот остальные хотят ещё спать,

Им вовсе не хочется бодро скакать,

Милее тем соням ночной моцион,

И распри у них пищевой рацион

Всегда вызывает, ну прямо беда.

Одна голова говорит: "Лебеда

Полезней бифштексов, даёшь лебеду!"

В ответ ей другие: "Никак, вы в бреду?

Траву вы, пожалуйста, кушайте сами,

А мы же считаем, мы сами с усами,

Что мясо драконам идёт не во вред!"

Согласья в башках у Горыныча нет.

Разруха во всех у него головах,

Кричит, что её "ущемляют в правах"

Любая из них, эти три головы

Затуркали бедного Змея, увы...

Источники:

Википедия

Почему Лиса – Патрикеевна, Баба – Яга, а Змей – Горыныч: В честь кого назвали персонажей русских сказок

Ещё по теме:

7 любимых зарубежных сказок 1970-1980-х, которые стоит пересмотреть в XXI веке вместе с детьми

О чем на самом деле говорилось в старинных детских сказках: Мировое яйцо, древний календарь и другие интересности

610

Оставить сообщение: