icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Пермское время
07:13
Четверг, 19 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Этот день в истории

09:59 19.11.2022 16+
Этот день в истории.

18 ноября родился Эльдар Рязанов.

"Человек, написавший один хит, абсолютно всемирный, во всем мире распеваемый всеми русскоязычными гражданами («У природы нет плохой погоды»), уже претендует быть поэтом совершенно заслуженно. Но Рязанова мы любим не за это. У него были очень хорошие стихи, но он никогда не называл себя мастером стихосложения.
Он написал несколько первоклассных текстов, но вообще он был гениальный сценарист и режиссёр. Я тут пересмотрел «Берегись автомобиля». Господи, сколько такта, сколько намёков, сколько ума туда вложено! Какое искусство пародии, стилизации под безупречный детектив.

«Андерсен. Жизнь без любви» - это странная такая картина. Она немножко для Рязанова не типична, Царствие ему небесное. Она была в жанре даже уже не трагикомедии, а в жанре притчи. И там, кстати, много было и страшноватых, триллерных сцен (особенно вот этот эпизод с похоронами), много гротеска (вся эта история с травлей). Это сильное кино, но оно, в общем, о довольно простой вещи. Оно о том, что человек за гениальность платит уродством, платит фриковством, платит патологией, если угодно. Сделано это очень сильно, по-моему.

И этот финальный разговор с Богом тоже мне нравится, потому что Тихонов сыграл именно такого Бога, в которого хочется верить — доброго, снисходительного, слегка насмешливого. Помните, там Бог говорит: «Я люблю сладкое». Вот Рязанов сказал, что Бог любит сладкое, поэтому все упрёки искусства в слащавости, в сентиментальности, в слюнтяйстве — это глупые упрёки. Фраза «Бог любит сладкое» кажется мне одной из самых лучших киноцитат вообще (наряду с некоторыми фирменными фразочками Феллини, например)".
(с) Дмитрий Быков
Минюст РФ считает Дмитрия Быкова «иностранным агентом». Мы указываем это по требованию властей

Эльда́р Алекса́ндрович Ряза́нов (18 ноября 1927, Самара — 30 ноября 2015, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).

Мэтр отечественного кино Эльдар Рязанов появился на свет в Самаре. Будущий режиссёр родился 18 ноября 1927 года в семье высокопоставленных торговых работников. Папа Александр Семенович Рязанов и мама Софья Михайловна Шустерман работали в советском торговом представительстве в Тегеране, и раннее детство Эльдар Рязанов провёл именно там. Через три года семья вернулась в Москву. Отца назначили начальником винного главка.

Вскоре после переезда в столицу родители Рязанова разошлись. Мальчик остался с мамой. Но когда Эльдару выполнилось семь лет, мама вышла замуж. Отчим и занялся воспитанием мальчика. Отношения сразу же сложились хорошие. Родного отца Эльдар Рязанов почти не помнит. Когда он ушёл из семьи, сыну было всего пять лет. Вскоре отец женился второй раз, и у него родилась дочь. А в 1938-ом Александра Рязанова осудили на 17 лет. Жизнь его окончилась трагически.

С раннего детства мальчик любил читать и мечтал о дальних странствиях. Поэтому для себя он выбрал два пути: или стать писателем и самому писать интересные книжки, или выучиться на мореплавателя и путешествовать. Эльдар даже написал письмо в Одесскую мореходку, попросив рассказать ему, что нужно для осуществления мечты. Но в это время грянула Великая Отечественная война. Мечты о странствиях пришлось надолго отложить. Да и любимая домашняя библиотека была распродана или обменена на продукты.
После школы Эльдар Рязанов поступил во ВГИК. Он не мечтал стать режиссёром, просто отнёс документы в вуз за компанию с другом. На режиссёрском факультете наставником курса Рязанова был знаменитый Григорий Козинцев, снявший на то время легендарные картины «Шинель», «С. В. Д.» и «Новый Вавилон». Эльдару, когда он стал студентом, было всего 16 лет. Учиться юноша поначалу не очень хотел, да и жизненного опыта не хватало. Это едва не стало причиной отчисления. Благодаря находчивости парень остался и вскоре оправдал и даже превысил ожидания педагогов. Сам Сергей Эйзенштейн, работавший в то время одним из преподавателей ВГИКа, отметил Рязанова как одного из самых способных студентов.

В 1950-ом Эльдар Рязанов с отличием окончил институт. Его дипломный фильм назывался «Они учатся в Москве».

Творческая биография Эльдара Рязанова началась сразу же по окончании ВГИКа. Молодой режиссёр первую пятилетку делал документальные фильмы. В эти годы он успел объездить Дальний Восток, отчасти осуществив давнюю мечту о путешествиях. Документалист Эльдар Рязанов снимал фильмы о ловцах крабов в Охотском море, о китобойцах, о нефтяниках Кубани, о рыбаках, пограничниках, оленеводах и писателях. Побывал на Курилах, Командорских островах, на Сахалине и Камчатке. Опыт и впечатления оказались огромнейшими.

С 1955-го Рязанов перешёл на работу в «Мосфильм». Первой картиной Эльдара на новом месте становится снятый вместе с Сергеем Гуровым полудокументальный фильм «Весенние голоса». Ленту увидел легендарный режиссёр Иван Пырьев и настоятельно порекомендовал Рязанову снять комедию, предложив взять за основу сценарий Ласкина и Полякова «Карнавальная ночь».

Эльдару Рязанову эта идея не понравилась, но совету Пырьева он последовал. Работа оказалась очень трудной, ведь для молодого режиссёра это был незнакомый жанр. Но все усилия были оправданы: фильм «Карнавальная ночь» в одно мгновение сделал Рязанова популярным режиссёром.

Известность получили и главные герои комедии Людмила Гурченко, Юрий Белов и Игорь Ильинский. Фразы из фильма стали крылатыми, а песни «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» превратились в настоящие хиты, которые перепевают и сегодня. Новогодняя комедия становится лидером кинопроката 1956-1957 годов: её увидели свыше 45 миллионов зрителей. Кроме того картина получила множество наград – первых для режиссёра Рязанова.

Почти такой же успех ждал и вторую картину Эльдара. «Девушка без адреса» с Рыбниковым и Карпинской в главных ролях собрала в просмотре 36,5 миллиона зрителей и закрепила популярность Рязанова.

В конце 1960-ых у фильмов Эльдара Александровича Рязанова начал прослеживаться собственный стиль. Его картины были в своём большинстве «лирическими трагикомедиями». В этот период начал вырисовываться костяк кинематографической группы Рязанова. Это композиторы Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев и плеяда замечательных артистов —Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Валентин Гафт, Светлана Немоляева и Георгий Бурков.

А в 1966 году на экранах появился один из лучших фильмов Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Замечательный актёрский ансамбль и талантливая режиссёрская работа превзошли все ожидания. Сценарий картины был написан Рязановым вместе с Брагинским.

С конца 1960-ых до начала 1970-ых Эльдар Рязанов поставил картины, ставшие «золотым фондом» отечественного кинематографа. Среди лучших «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». А 1 января 1976 года советские зрители впервые увидели картину, ставшую культовой и без которой не обходится ни один Новый год в странах бывшего Советского Союза. Это, конечно же, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В 1977 году творческая группа кинофильма получила Государственную премию СССР.
Дальше последовали новые бестселлеры мэтра Рязанова. «Служебный роман», появившийся в 1977 году, становится одним из самых успешных фильмов режиссёра. В 1978 году авторский коллектив «Служебного романа» получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. В это же время Эльдар Александровича поставил фильмы «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс». Каждый стал хитом.

В 1980-х Эльдар Рязанов снял две картины на злобу дня под названием «Забытая мелодия для флейты» и «Дорогая Елена Сергеевна». В эфир вышла документальная картина «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», приуроченная к 50-летию певца.

Трагикомедия «Небеса обетованные», вышедшая в 1991 году, несколько вышла за привычные рамки «рязановских» фильмов. Но это ничуть не умалило популярность картины. Продолжил режиссёр эту линию своими новыми работами «Старые клячи» и «Тихие омуты».
Почти во всех своих картинах режиссёр появляется в крохотной эпизодической роли. Это похоже на автограф художника на своём полотне.

#Библиобус #Кино #Чтение #Литература #День_в_истории #Рязанов #18ноября

Источники:

Википедия

16 незаметных ролей, которые сыграл режиссёр Эльдар Рязанов в собственных фильмах

А мы — в соседнем окне. Эльдар Рязанов. 18 ноября

Эльдар Рязанов: "Тайная спецслужба, отравляющая людям жизнь, в России бессмертна"

«Только завел — сразу езжай». Как Эльдар Рязанов воспитывал внука и автомобили

Невероятная история о том, как фильм Эльдара Рязанова спас жизнь человеку

Малоизвестное стихотворение Эльдара Рязанова о юности, памяти и бессмертии

Первый в России памятник Рязанову открыли в Самаре1:12:291:32:242:51:032:57

1360

Оставить сообщение: