12 мая родился АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ - советский поэт-шестидесятник, песенник, публицист.
Поэт не имеет опалы,
Спокоен к награде любой.
Звезда не имеет оправы
Ни черной, ни золотой.
Эти строки принадлежат перу Андрея Вознесенского, и будто рассказывают о нем самом. В 60-е годы прошлого столетия к Вознесенскому пришла слава, как к поэту-эстраднику. Он не боялся ни ломать устоявшиеся поэтические каноны, ни говорить и писать правду. В своих воспоминаниях А. Вознесенский описал скандальную сцену, когда 7 марта 1963 года на встрече руководства страны с интеллигенцией, Н.С. Хрущев, совершенно потеряв самообладание, орал на него: «Вон! Катитесь… из страны!» - только за то, что в интервью польским журналистам поэт упомянул имена опальных поэтов: Ахмадулиной и Пастернака. Ему хотели запретить поездку за границу. От «монаршего гнева» поэта не спасло даже то, что он в 1963 году написал поэму «Лонжюмо», прославлявшую В.И. Ленина. Как же А. Вознесенский пришел в литературу?
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в интеллигентной семье. Первые стихи начал писать еще в школе. И уже в 6 классе, набравшись храбрости, он послал свои стихи Борису Пастернаку. И каково же было удивление семьи Вознесенских, когда знаменитый поэт позвонил Андрею и предложил встретиться! В течение 14 лет Пастернак оставался старшим другом и наставником Вознесенского. В доме своего учителя поэт познакомился с К. Фединым, А. Ахматовой и другими уже известными литераторами. Но в юности Андрей не думал становиться поэтом. Когда настало время выбирать профессию, он поступил в Московский архитектурный институт. Андрей хорошо рисовал. Его кумирами были импрессионисты и Пикассо. За статью о «запрещенном» художнике Матиссе в курсовой стенгазете его исключали из комсомола. Но он успешно окончил университет, и в 1957 году получил диплом архитектора. А в 1958 г. в «Литературной газете» было впервые опубликовано его стихотворение. В 1959 г. Вознесенским написана поэма «Мастера», ставшая знаменитой. А в 1960 г. вышли в свет сразу две книги стихов молодого поэта: в Москве была опубликована «Парабола», а во Владимире – «Мозаика».
В конце 50-х – начале 60-х годов поэтическое эхо раскатилось по стране. Только представьте себе, что вечера поэзии собирали не только залы, но и стадионы (!!!) слушателей. На вечерах молодые поэты Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина читали стихи. Среди них был и А. Вознесенский. В Москве в Политехническом музее яблоку негде было упасть.
Ура, галерка! Как шашлыки,
Дымятся джемперы, пиджаки.
Тысячерукий, как бог языческий,
Твое Величество – Политехнический!
Ура, эстрада!
К молодым поэтам пришла слава. Так начиналась литературная деятельность А. Вознесенского. Поэт не боялся писать правду. Стихи его порой были жесткие и меткие. А после выхода в свет поэмы «Оза», которую Вознесенский посвятил своей жене, на дом к поэту прислали психиатров, усмотрев в тексте поэмы признаки «психического расстройства» автора. Выпускник Московского архитектурного института возводил и строил свои стихи, словно дома и мосты.
Я со скамьи студенческой
Мечтаю, чтобы зданья
Ракетой ступенчатой
Взвились в мирозданье!
Богатая звуковая и ритмическая палитра, обилие созвучий, сравнений, метафор, неожиданные рифмы, использование рефренов делают стихи Вознесенского необычными. За книгу «Витражных дел мастер» поэт в 1978 г. получил Государственную премию СССР. А в Нью-Йорке в этом же году ему была присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии. Песни на его стихи – «Верни мне музыку», «Барабан», «Плачет девушка в автомате», «Песня на бис», «Миллион алых роз» слушала вся страна. Главный хит 80-х – «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу К. Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе, прочно вошел в репертуар А. Пугачевой. В 1981 году в «Ленкоме» состоялась премьера рок-оперы «Юнона» и «Авось» по поэме А. Вознесенского. Этот спектакль пользуется успехом публики и в наше время.
Перу Вознесенского принадлежат два десятка сборников стихов и прозы. Но, связав свою жизнь с поэзией, он не оставил занятий живописью. Некоторые из его картин хранятся в музеях. Кроме того, он изобрел новый синтетический жанр – видеомы. В них текст и рисунок составляют единое целое. Выставки видеом успешно прошли в Москве, Берлине, Нью-Йорке, Париже. Пробовал Вознесенский себя и в кинематографе. В фильме «Москва слезам не верит» он сыграл самого себя. Вознесенский много путешествовал, его творческие вечера с огромным успехом проходили в разных городах мира, а сборники его книг и сейчас не залеживаются на прилавках. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Европейской академии поэзии и других. Андрей Вознесенский скончался 1 июня 2010 г. после продолжительной болезни. О нем был создан документальный фильм «Лирика», в котором Вознесенский, уже потерявший голос, шепотом начитывает свои последние стихи о жизни, о судьбе России. У Беллы Ахмадулиной есть стихи об Андрее Вознесенском, которыми хочется закончить рассказ о всемирно известном поэте.
И что-то в нем,
Хвали или кори,
Есть от пророка,
Есть от скомороха,
И мир ему горяч,
Как сковородка.
Сжигая руки до крови.
#ЦДБРязань
Оставить сообщение: